Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Благодаря процессу мышления информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону объекта, представлять объекты в отсутствие самих себя, предвидеть их изменение во времени, стремиться к мысли в огромные просторы и микромир.
Первая важная особенность мышления характеризуется обобщённостью. Обобщение, происходящее в форме знания общего и сущностного в объектах реальности, возможно, потому что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Второй особенностью мышления является опосредованность его характера [5, с. 85].
Не зная, как ту или иную вещь познать с непосредственной стороны, человек прилагает усилия к познанию косвенной, опосредованной: неизвестное - через известное, одни свойства через другие. Мышление всегда ищет опору в чувственном опыте - ощущениях, восприятиях, представлениях - и в ранее приобретённых теоретических знаниях. Именно косвенным познанием характеризуется опосредованное познание.
Целью данной работы является рассмотрения мышления с точки зрения психологии.
Задачи:
- описать сущность мышления;
- рассмотреть виды и формы мышления;
- проанализировать теории мышления в психологии.
1 Мышление: сущность, общая характеристика
Очень важная роль в развитии мышления принадлежит пониманию (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Теперь рассмотрим виды мышления. Есть мышление без образное, то есть мышление, которое свободно чувственных элементов: когда вербальный материал понимается без возникновения в сознании каких бы то ни было образов.
Есть визуальное мышление:
1) Это способ решения задач интеллектуального плана базируясь на внутренние визуальные образы;
2) Это тип творческого мышления, где продукт – это новые образы, формирование новых визуальных форм, которые бы несли конкретную смысловую нагрузку и которые бы делали значение видимым [7, с. 59].
Есть еще мышление дискурсивное, которое опосредствовано прошлым опытом речевого мышления человека. Это словесно-логическое, абстрактно-понятийное мышление, которое есть связь логического рассуждения, где каждая последующая мысль связана с предшествующей.
Есть также мышление комплексное, когда мы подразумеваем мышление, которое осуществляется в процессе своеобразных практических обобщений, база для которых – отношения между вещами, которые есть в восприятии.
Существует мышление наглядно-действенное, это вид мышления, выделяемый по процессу и способу решения. Решение нестандартной задачи происходит при помощи наблюдения за реальными объектами, их коммуникации и выполнения конкретных задач.
Есть еще мышление наглядно-образное, то есть мышление, которое осуществляется на базе трансформаций воспринимаемых образов, их дальнейшей трансформации и интеграции предметного содержания представлений, которые бы образовывали реальное отражение действительности в образно-концептуальной форме.
Взаимосвязь мышления и языка
Человек выражает свою мысль посредством языка, который в широком смысле – знаковая система, которая выполняет функции формирования, хранения и передачи информации. Язык – это способ коммуникации между людьми. Если язык не применять, то можно передать волевые импульсы, неясные побуждения при помощи мимики, жестов. Но это не так важно, как речь, которая раскрывает чувства и переживания человека.
Коммуникации языка и мышления сложны. Они формируют общность. Так, мышление невозможно без языка, и язык без мышления невозможен также [6, с 155].
На рисунке 1 мы показали основные аспекты единства мышления и языка.
Рисунок 1 – Основные аспекты единства мышления и языка
Язык и мышление не тождественны друг другу и между ними есть определенные различия. Перечислим их:
1) Отношение между мышлением и языком в отражении мира – это не простое соответствие мыслительных и языковых понятий. Язык является относительно самостоятельной структурой, он специфически цементирует в себе содержание образов мышления. Специфика отражения в языке – абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в языковых формах, а закрепляется в них определенным образом. Вот поэтому язык – это косвенная форма отражения, поскольку
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Войшвилло Е.К. Логика [Текст]: Учебник для студ. вузов / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев.— М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2018
2) Завершнева Е. Ю., «Сознание без слова»: Л. С. Выготский о доречевом горизонте человека // Вопросы психологии. — 2018. — № 5. — С. 71-87.
3) Кириллов В.И. Логика [Текст]: Учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А.А. Старченко / Под ред. проф. В.И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2018
4) Мазилов В. А., Возвращение мысли // Вопросы психологии. — 2018. — № 5. — С. 68-70.
5) Мазлумян В. С., К проблеме развития мышления человека в антропогенезе (знаки и представления) // Мир психологии. — 2018. — № 1. — С. 85-92.
6) Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов. СПб.:Питер, 2012 – 583с.
7) Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления. М.: «БИНОМ»., 2018 г. –343с.
8) Пинкер С., Субстанция мышления: язык как окно в человеческую природу. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2018. — 557 с.
9) Польстер И. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики: Пер. с англ.. — М.: Класс, 2018. — 272 с.
10) Светлов В.А. Современная логика [Текст]: Учебное пособие / В.А. Светлов. — СПб.: Питер, 2018